среда, 1 августа 2012 г.

Мотивация для не мотивируемых

Часто встречаю случаи, когда в какой-то команде есть сотрудник с большим опытом работы, но который почему-то работает из рук вон плохо: с задачами не справляется, ответственность не берет, делает не то, что говорят и т.д.

Уволить или терпеть? Терпеть не нужно! Уволить всегда успеете. Попробуйте починить ситуацию дабы сохранить сотрудника в компании.
Несколько полезных советов:
  1. Оцените сколько у вас времени на исправление ситуации. От этого будет зависеть выбор метода, а значит и скорость, и болезненность процесса. При чем в большей степени для вас, поскольку именно вам нужно будет смириться с некоторыми неудачами, которые вас с 90% вероятностью постигнут в начале или даже в середине вашего пути.
  2. Забудьте, что вы начальник для этого сотрудника. Рассматривайте себя как его коллегу, возможно даже менее опытного.
  3. Будьте честными.
  4. Доверяйте сотруднику.
  5. Всегда давайте так много информации, насколько это вообще возможно. Не устраивайте сотруднику информационную блокаду. Это плохо кончится в любом случае.
  6. Обрисуйте какие задачи возложены на вас.
  7. Формулируйте проблему так, чтобы сотрудник сам мог придумать план ее решения, а свою точку зрения высказывайте последним.  Если план совпал с вашими ожиданиями, значит вы на одной волне. Ура! Отдайте лавры сотруднику, поблагодарите его/ее за хорошую работу.
  8. Если что-то не устраивает в решении, то старайтесь донести свою точку зрения через формулировку новых проблем.
  9. Если вы проводите совещания, на которых присутствуют сразу несколько ваших подчиненных, обязательно спросите мнение каждого, даже если вы уже все для себя решили.
  10. Время от времени обсуждайте приоритеты задач, так как даже опытные сотрудники могут столкнуться со сложностями и быть не правы (это кстати относится и к вам самим).
  11. Опытные сотрудники любят быть наставниками. Если у вас есть такая возможность, обязательно воспользуйтесь этим.

4 комментария:

Natalya Rukol комментирует...

Похоже на статью доктора у себя в блоге: "Плохо себя чувствуете сегодня? Попробуйте приложить подорожник ко лбу, может быть поможет!"

Читая такую статью, я бы сразу же спросила у доктора: "а что, если у меня колено сломано, или сердце болит, или пятка чешется? тоже подорожник ко лбу?"

В чём сходство: вы предлагаете решение проблемы "плохо себя чувствую"/"не хочу работать" путём конкретного решения, не вникая, а что именно за проблема у человека. Видимо, считая, что сотрудники обычно демотивируется недостатком ответственности и свободы действий. Почему именно эта причина? Похоже на проекцию собственного опыта...

На самом деле, избытком свободы тоже многих можно демотивировать. А ещё людей можно демотивировать избыточным и недостаточным контролем, невниманием к проблемам, неподходящими задачами, несоответствием стиля лидерства, слишком частой или слишком редкой сменой задач, проявлением субъективности и/или несправедливости, невозможностью влиять на результат, нехваткой похвалы и признания, отсутствием прозрачных планов, нехваткой видения "что мне делать дальше", недостатком обратной связи... И оставшимися 99% вариантами :) То есть причин демотивации человека может быть ОЧЕНЬ много, и один подорожник не будет для всех универсальным решением.

Если кто-то в команде недостаточно вовлечён (=демотивирован), я бы начала с анализа:
- чего ему не хватает?
- что человеку требуется, что делает его счастливым?
- чем мы могли его обидеть, расстроить?
- как именно он хочет максимально проявляться?
- какие у него таланты и зоны интересов, что он хочет и не хочет делать?
- что беспокоит человека, чему он расстраивается, и о чём мечтает?

Нужно постараться максимально хорошо представить человека, понимая, что все люди живые и не следуют одинаковым законам "нажми на эту кнопку, чтобы он начал хорошо работать".

Чтобы сделать несчастного человека счастливым не нужно давать ему ответственность и свободу действий. Нужно узнать, что именно сделало его несчастным и искренее постараться помочь.

Сергей Олейников комментирует...

Конечно же, Наталья, вы правы в том, что это проекция моя собственного опыта. Иначе я бы просто пересказывал книги как это делает большинство.

Только одни сами не знают чего они хотят, а другие знают, но все равно вам не скажут, так как не доверяют. Поэтому прежде чем спрашивать "чего ты хочешь" или "что тебя беспокоит" нужно создать почву и создавать ее нужно на уважении, честности и доверии.

В моей практике был только один случай, когда у сотрудника заболела кошка, и он сначала перестал работать, а потом и вовсе ушел в отпуск, чтобы ухаживать за ней.

Общие подходы были разобраны здесь http://oleynikov.blogspot.com/2011/02/blog-post.html

Natalya Rukol комментирует...

Сергей, конечно, узнавать "кому что важно" - не просто. Это и техники, и искусство в одном флаконе, и их очень важно развивать. Чтобы не лепить всем подряд подорожники на лоб :)

А по ссылке что-то странное, как тестер не могла не заснять:
http://www.screencast.com/users/NatalyaRukol/folders/Default/media/57b2cdd6-6a30-408c-9c01-860cbd45e631 :)

Sergey Martynenko комментирует...

> Уволить или терпеть?
Только не сотрудника, а менеджера.

Читайте Деминга, он этот вопрос разобрал достаточно хорошо.